7 октября 2025 года в Ингушском научно-исследовательском институте гуманитарных наук имени Ч. Э. Ахриева состоялся научно-практический семинар на тему «Молодежь в современном мире: вызовы, риски и пути профилактики деструктивных проявлений».

Организатором мероприятия выступил отдел социально-политических исследований ГБУ «ИнгНИИ». Вела семинар заведующая отделом, кандидат экономических наук Барахоева Людмила Руслановна.

В работе семинара приняли участие: научные сотрудники ГБУ «ИнгНИИ», преподаватели ФГБОУ ВО «ИнгГУ», ГБПОУ «Назрановский аграрный техникум им. И. Б. Зязикова»; представители Министерства образования и науки Республики Ингушетия, Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия, Комитета молодежной политики Республики Ингушетия; религиозные деятели Республики Ингушетия; сотрудники республиканских средств массовой информации.

Среди гостей присутствовали: Гетагазова Ася Магомедовна, заместитель министра образования и науки РИ; Харсиев Магомед Даудович, руководитель отдела мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ; Бокова Зарема Хасановна, ведущий специалист информационного отдела Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ; Бекова Хадишат Иссаевна, главный специалист по внешней и национальной политике Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ; Мержоев Адам Баширович, имам мечети г. Магас;  Местоев Багаудин Уматгиреевич, заместитель председателя Комитета по делам молодежи РИ; Часыгов Руслан Бекханович, заместитель руководителя молодежного центра ДМО; Нальгиева Пятимат Хусейновна, старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы ИнгГУ; Кодзоева Марина Алихановна, ассистент кафедры русской и зарубежной литературы ИнгГУ; Албакова Марина Магометовна, старший преподаватель кафедры ингушской литературы и фольклора ИнгГУ; Чахкиев Али Умарович, старший преподаватель кафедры «Всеобщая история» ИнгГУ, член комитета молодежи РИ; Точиева Марем Багаутдиновна, доцент кафедры «Отечественная история», старший преподаватель кафедры «Всеобщая история» ИнгГУ; Яндиева Аза Исмаиловна, старший преподаватель кафедры «Всеобщая история» ИнгГУ; Дудургова Хади Вахитовна, преподаватель Назрановского аграрного техникума им. И. Б. Зязикова вместе со студентами.

Открывая мероприятие, директор ГБУ «ИнгНИИ» Джамбулат Эдалгиреевич Оздоев поприветствовал участников. Он подчеркнул, что молодежь, особенно на Северном Кавказе и в Республике Ингушетия, составляет значительную долю населения, а потому требует особого внимания. «Мы должны видеть и слышать молодежь, понимать ее ожидания, оценивать эффективность социальных лифтов, доступность и качество образования, а также вызовы и опасности, с которыми она сталкивается в современном мире. Недаром говорят, что молодежь — наше будущее. Именно поэтому данная тема была одобрена Ученым советом Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Ч. Э. Ахриева», — отметил Д. Э. Оздоев.

Директор сообщил, что в рамках семинара запланировано семь докладов. Он также отметил стремление института менять формат научных семинаров и выводить деятельность института в публичную плоскость. «Мы хотим, чтобы разработки, исследования и новые подходы, формирующиеся в институте, были доступны не только сотрудникам и узкому кругу лиц, но и нашим жителям. Такой формат работы, мне кажется, будет интересен и нам, и вам. Желаю всем сегодня плодотворной работы», — добавил он.

С приветственным словом к участникам обратилась заместитель министра образования и науки Гетагазова Ася Магомедовна. «Я приветствую всех от имени министра и Министерства образования и науки Республики Ингушетия. Как мы уже услышали из выступления руководителя института, сегодня нас ждет семь докладов. Каждый из них — это результат огромного труда коллектива института. Особую ценность этой работы я вижу в том, что она затрагивает не только абстрактные вопросы молодежной политики, но имеет самое прямое, практическое отношение к судьбе каждого молодого человека. И если благодаря этой научной работе, а также опыту старшего поколения и поддержке общества нам удастся помочь нашей молодежи найти верный путь — это будет огромным вкладом в будущее нашего народа и государства. Предлагаю со всей серьезностью и вниманием отнестись к предстоящим выступлениям. Желаю всем плодотворной работы и успехов!».

В рамках семинара было заслушано и обсуждено 7 ключевых докладов:

  1. Барахоева Людмила Руслановна, заведующая отделом социально-политических исследований ИнгНИИ, к. э. н., выступила с докладом: «Деструктивные вызовы современности: молодежь Ингушетии между социальными проблемами и цифровыми угрозами». В своем выступлении Людмила Руслановна представила результаты многолетних исследований, посвященных анализу уязвимости молодежи Ингушетии перед деструктивными влияниями. Было отмечено, что молодежь республики составляет значительную и постоянно растущую часть населения — 39,2%, что создает особую социальную значимость этой группы. Психологический портрет современной молодежи характеризуется прагматизмом, ориентацией на стабильность, но одновременно — повышенной тревожностью и отсроченным взрослением. Ключевой проблемой, подрывающей социальное самочувствие молодежи, является хроническая безработица, а также низкий уровень заработной платы — в 2,1 раза ниже среднероссийского показателя. Особую озабоченность вызывает информационное пространство: отмечается рост экстремистского контента в интернете, при этом каждый четвертый старшеклассник сталкивается с деструктивными материалами. Молодежь демонстрирует комбинированное доверие к цифровым источникам, федеральным и региональным СМИ, а также религиозным наставникам. В качестве решения предложен комплексный подход, включающий совершенствование образовательных программ с интеграцией антитеррористического контента; развитие медиаграмотности и критического мышления; создание молодежных центров и программ трудоустройства; использование доверенных каналов коммуникации для профилактической работы. Достижение эффективности в области профилактики требует интеграции двух направлений: реализации мероприятий по улучшению социально-экономического положения и проведения адресной информационной работы, адаптированной под возрастные особенности и систему ценностей современной молодёжи.
  2. Евлоева Лиана Маисовна, старший научный сотрудник отдела ингушской этнологии, к.и.н., выступила с докладом «Трансформация ценностей и миграционные установки ингушской молодежи». В своём выступлении она представила анализ, выявивший сложную ситуацию в молодёжной среде Ингушетии, которая не находит отражения в текущих государственных программах. Исследование демонстрирует тревожную трансформацию ценностных ориентиров: традиционное понятие «яхь» (стыд) всё чаще связывается не с нарушением этических норм, а с материальной несостоятельностью. При этом почти половина молодых людей субъективно оценивает своё материальное положение как благополучное, находясь под влиянием искажённых стандартов успеха, навязываемых социальными сетями. Значительная часть молодежи планирует покинуть республику или страну в поисках возможностей для самореализации. В заключение Евлоева Л.М. подчеркнула, что существующие меры молодёжной политики требуют кардинальной перезагрузки и должны быть направлены на создание реальных возможностей для профессионального роста и формирование современной образовательной среды, а не на проведение формальных мероприятий.
  3. Нальгиева Пятимат Хусейновна, старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы ИнгГУ, представила доклад на тему: «Влияние цифровой среды на психологическое состояние и поведение подростков». В своем докладе она осветила, что подавляющее большинство населения, в первую очередь дети, рожденные в XXI веке, осваивают разнообразные цифровые устройства — такие как планшеты, компьютеры, смартфоны, электронные игрушки — раньше, чем начинают говорить. Однако эта цифровая среда часто приводит к гаджет-зависимости. Зависимость, связанная с использованием цифровых устройств как особой формы психического расстройства, была впервые описана в 1995 году, а в 2019 году зависимость от онлайн-игр была включена в 11-ю версию Международного классификатора болезней. По данным зарубежных исследований, сегодня подросток в среднем проводит перед экраном более 11 часов. Принято считать, что современные подростки — это поколение Z, и они живут в смешении с реальностью, совмещая действительность с виртуальным миром.
  4. Барахоева Мадина Ибрагимовна, лаборант отдела социально-политических исследований, представила доклад Арсельговой Марины Адамовны, старшего научного сотрудника отдела социально-политических исследований ГБУ «ИнгНИИ»: «Запрос на стабильность: ключевые ориентиры современной молодежи как основа для профилактики деструктивных проявлений». В докладе на основе данных ВЦИОМ раскрываются ключевые ценности современной молодежи. Основной вывод — доминирование запроса на стабильность, где главными приоритетами выступают крепкая семья, здоровье и надежные социальные связи. Особое внимание уделяется специфике Ингушетии, где традиционные семейные устои усиливают общероссийские тенденции и служат буфером против социальной неопределенности. Молодежь демонстрирует прагматизм в жизненном планировании, сочетая личные интересы с рациональными стратегиями достижения успеха. Значимым трендом является кардинальное изменение миграционных настроений — большинство молодежи связывает свое будущее с Россией. Для Ингушетии это создает возможность построения эффективной политики, где традиционные ценности становятся основой для создания достойных условий жизни и реализации потенциала нового поколения.
  5. Итазова Дали Вахаевна, старший научный сотрудник отдела ингушской литературы ГБУ «ИнгНИИ», представила доклад «Вовлеченность молодежи в цифровую и традиционную среду: социальные предпочтения и профилактические стратегии»  с данными по социологическим опросам, проведенными отделом социально-политических исследований.  В докладе анализируется досуг молодежи Ингушетии в контексте цифровизации и роста тревожности. Исследование выявило, что школьники 8-11 классов предпочитают традиционные формы отдыха: живое общение, домашние обязанности и чтение книг. При этом с возрастом заметен сдвиг в сторону учебной активности и цифровой среды. Несмотря на кажущуюся социальную вовлеченность, цифровизация усиливает тревожность молодежи. Подростки сталкиваются с информационной перегрузкой, подменой реального общения виртуальным и давлением «культа достижений». При этом низка вовлеченность в организованные формы досуга — лишь 5,5% участвуют в деятельности молодежных организаций. На основе этих данных предлагается адресный подход к профилактической работе: для младших классов — интерактивные форматы, для старшеклассников — проектная деятельность, с акцентом на развитие критического мышления как ключевого инструмента противодействия манипуляциям в цифровой среде.
  6. Кодзоева Марина Алихановна, ассистент кафедры русской и зарубежной литературы ИнгГУ, выступила с докладом на тему «Библиотерапия для поколения Z: как работа с текстом может стать методом профилактики экзистенциальных кризисов и деструктивного поведения в молодежной среде». В докладе были представлены результаты социологического опроса, которые показывают рост пессимизма и ощущения бессмысленности среди 18-25-летних. Авторы связывают это с экономической нестабильностью, давлением глобального кризиса и, что особенно важно, с дефицитом глубоких смыслов и поддерживающих сообществ — многие люди ощущают себя одинокими. Кодзоева М. А. объяснила, что такое библиотерапия и как она работает. Это не просто чтение для удовольствия, а целенаправленное использование литературы для решения личностных проблем, развития эмоционального интеллекта, поиска ответов на экзистенциальные вопросы и профилактики деструктивных сценариев.
  7. Албакова Марина Магометовна, старший преподаватель кафедры ингушской литературы и фольклора ИнгГУ, представила доклад «Влияние социальных сетей на формирование мировоззрения молодёжи». Цифровая среда, особенно социальные сети, доминирует в формировании мировоззрения молодежи. Позитивные аспекты доступа к информации перевешиваются негативным влиянием на обучение: снижается концентрация внимания и происходит отвлечение от академических задач. Основной проблемой является отсутствие саморегуляции. Чрезмерное время в сети приводит к замещению реальной жизни виртуальным суррогатом, что деструктивно сказывается на личностном развитии.

В ходе мероприятия участникам были заданы вопросы по докладам и проведенным исследованиям, что способствовало живой и продуктивной дискуссии.

С речью выступил Часыгов Руслан Бекханович, заместитель директора ДМО РИ. Он отметил высокую пользу семинара, подчеркнув, что сделал для себя множество полезных заметок. Особое внимание было уделено работе с молодёжью в рамках молодёжной политики. Он подчеркнул, что молодежь «радикальна» в том смысле, что она требует постоянной и целенаправленной работы по различным направлениям — как в сфере молодёжной политики, так и в общеобразовательных школах, чтобы направить её энергию в конструктивное русло. Он также выразил понимание сложности работы с деструктивными проявлениями среди молодёжи.

Своим видением поделился Мержоев Адам Баширович, имам мечети города Магас. Он выразил личную признательность, отметив высокую познавательную ценность семинара. По его словам, работа с молодёжью ведётся непрерывно — не ограничиваясь стенами мечети, но охватывая также образовательные учреждения (школы, университеты, колледжи). Главная задача — взаимодействие с подрастающим поколением и донесение до них подлинных ценностей и призывов религии. Ознакомившись с докладами, Адам Баширович сделал рабочие заметки и намерен в скором времени подготовить серию проповедей по этим темам. Он резюмировал, что решение общих проблем требует комплексного подхода и совместных усилий каждого специалиста в своей области.

Свое мнение высказал Харсиев Магомед Даудович, начальник отдела мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ. Он обратил внимание на то, что воспитание часто ошибочно приравнивают к заботе, и подчеркнул, что религиозные нормы требуют начинать воспитание детей с самого раннего возраста. Выступающий также поблагодарил за представленные доклады и результаты работы.

В завершение мероприятия слово было предоставлено Гетагазовой Асе Магомедовне. Она выразила искреннюю благодарность всем, кто приложил усилия для организации и проведения семинара, а также всем представителям различных сфер деятельности, собравшимся сегодня. Ася Магомедовна пожелала всем участникам успехов в их дальнейшей работе.

Работа научно-практического семинара завершилась принятием резолюции.