27 июня 2024 года в Государственной выставочной галереи г. Сунжы прошло открытие грандиозной выставки «Истинг. Войлочная летопись ингушей», приуроченная к столетию ингушской государственности, на которой было символически представлено 100 войлочных ковров ручной работы, изготовленных доктором исторических наук, заместителем директора научно-исследовательского института им. Ч. Ахриева, мастером ковроделия Зейнеп Дзараховой по древней ингушской технологии. Выставка прошла при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Главы Республики Ингушетия, Министерства культуры Республики Ингушетия, Ингушского научно-исследовательского института.
Нужно отметить, что орнаментальное искусство, ковры и ковровые изделия ингушей являются плановой темой З.М-Т.Дзараховой, заместителя директора по науке ИнгНИИ, которую она благотворно совмещает с практической деятельностью. За эти годы ею были изданы статьи и каталоги по исследуемой теме, были проведены многочисленные выставки.
В 2023 году З.Дзараховой, совместно с сотрудниками Республиканского дома народного творчества РИ была проведена большая работа по представлению и описанию ингушской технологии войлочного ковроделия, которая вошла в «Антологию народной культуры России». В 2024 году совместно с сотрудниками Музея ИЗО был представлен материал в серию изданий по «Декоративно-прикладному искусству России», в результате которой в почтовое обращение вышли четыре марки, посвященные войлочному ковроделию, где Ингушетию представляет ковёр «Буро».
Почётным гостем выставки был глава региона Махмуд-Али Калиматов, который ознакомился с ковровыми экспозициями в сопровождении Зейнеп Дзараховой, которая вкратце рассказала об истории создания ковров, о смысловом значении орнаментальных рисунков и отдельно о секциях ковровых коллекций. В свою очередь глава региона отметил важность возрождения древних ремёсел, их сохранение и популяризация в интересах развития общества и с целью приобщения к истокам национальной культуры подрастающего поколения.
«Если мы не будем сохранять и развивать наше культурное наследие, то можем потерять свою национальную идентичность, — отметил глава республики. – А наша с вами задача направлена на то, чтобы сохранить для потомков то, что оставили нам наши предки». Он отметил, что ковровая экспозиция, это настоящее путешествие в прошлое, возможность прикоснуться к корням нашей культуры и поблагодарил Зейнеп Дзарахову и всех мастеров за труд и бережное отношение к наследию ингушского народа.
Министр культуры РИ Залина Льянова отметила в своём выступлении, что великое наследие, которое нам досталось от предков мы обязаны сохранить и передать подрастающему поколению.
Идея создать 100 войлочных ковров к столетию ингушской государственности у Зейнеп Дзараховой появилась с тех пор, как она начала заниматься исследованием альбома «ГIалгIай гIарчож. 1924» (Ингушские орнаменты. 1924). Однако озвучить её она решилась только после того, как идею поддержал глава региона на выставке, посвящённой 30-летию республики, где было представлено 50 готовых ковров.
Выставка 100 ковров к 100-летию ингушской государственности представлена по секциям: коллекция ковров «Ангушт», «Наьсаре», «Лоаме», «По следам старинных фотографий», «Свадебные коврики» и авторские композиции ковров З. М-Т. Дзараховой, названных ею (Олень), «Ферх» (Леопард), «Сий» (честь), «Денал» (дух), «Фарал» (изобилие) и т.д. Отдельный интерес у гостей выставки вызвало дизайнерское оформление ковровых коллекций.
— Каждая коллекция уникальна по своему, — говорит заместитель директора Государственной выставочной галереи Фатима Долакова. – символична первая секция «Ангушт», потому как именно в селении Ангушт был подписан договор о вхождении Ингушетии в состав России. Особенно интересна коллекция по старым фотографиям. Здесь проявлено не только мастерство изготовления истинга, но и проведена научно-исследовательская работа по реконструкции всей композиции ковра. В целом, это колоссальный труд, проникнутый патриотизмом и заслуживающий большого внимания.
На мероприятии присутствовали представителей разных министерств и ведомств, общественных организаций, ученые, художники, писатели и поэты, артисты и деятели культуры, люди, занятые в разных сферах народного хозяйства, любители и ценители традиционной ингушской культуры, а так же гости из северо-кавказских регионов. Гости выставки фотографировались на фоне ковровых полотен, принадлежащих их фамильному тейпу; на фоне ковров, которые зарисованы в родовых селениях; на фоне ковров, которые реконструированы по фотографиям из их семейного архива, и в целом на фоне разных ковровых композиций, которые являются наследием всего ингушского народа.
Поддержать коллегу пришли пришёл коллектив Ингушского НИИ им.Ч.Ахриева. Людмила Барахоева, заведующая отделом научно-исследовательского института имени Чаха Ахриева и художник сказала: «Эта огромная работа! Очень понравилось дизайнерское оформление выставки, и сама выставка по содержанию. Понравились яркие расцветки ковров и удивительное гармоничное сочетание. Проведена большая работа, поздравляю Зейнеп Дзарахову с этим успехом!»
Народный художник Республики Ингушетия, председатель союза художников Республики Ингушетия Муса Мартазанов отметил: «Все работы Зейнап Дзараховой являются настоящими произведениями искусства. Она проделала огромную работу, которая даёт нам подняться на какой-то ощутимый уровень, восстановила ковры, утерянные в разные годы трагических событий в истории ингушского народа. Я поздравляю Зейнеп с этой выставкой и думаю эти работы станут достопримечательностью музеев и нашего народа. Успехов, здоровья и творческого вдохновения ей, желания постоянного работать; внутреннего поиска, без чего художник перестаёт развиваться. Она замечательный человек и настоящий патриот».
Виолета Пустоварова, мастер из г. Пятигорска: «Я сегодня искренне завидую ингушскому народу, что у них есть такие энтузиасты. Решиться на такую выставку, это довольно-таки сильное решение. И как мастер могу отметить высокое качество изготовления ковров. Смотрела работы с изнаночной стороны, и заметила, что нет ни одного лишнего шва, с изнанки не видны даже ниточки».
Со всех концов республики, с разных городов России и зарубежья в адрес автора идеи и мастера ковроделия Зейнеп Дзараховой прозвучали слова поддержки и благодарности: «Это масштабное, грандиозное мероприятие, очень значимое для народа в популяризации ингушского войлочного ковроделия! Горжусь этим событием» (Л.Колоева, почетный судья в отставке, Норвегия); «Я ощущаю огромную гордость от проведённой на моей родине грандиозной выставки! Вы гениальная женщина! Гордость Ингушетии. Крепкого вам здоровья» (Инаркиева Мадина, композиторШвейцария). «Вы истинный патриот, любите свой народ, свою историю. Нет слов». (Хажр Ахриева г. Москва); «Просматриваю видеоролики, вижу выставку и просто плачу от счастья. Сколько патриотизма, сколько труда, а главное сколько души вложено в это дело. Великолепная работа! Спасибо Зейнеп от всех нас!» (Мадина Нагадиева, г. Назрань) и др.
Итоговую оценку работе, проведенной З.Дзараховой, заместителем директора по науке ИнгНИИ, мастером ковроделия, подвёл Борис Харсиев, кандидат философ. наук, и. о. директора научно-исследовательского института им. Чаха Ахриева:
— Эта выставка показатель большого таланта, большого успеха, я бы сказал выставка содержательная, интересная и исторически значимая. Приятно вдвойне, что автор проекта Зейнеп Дзарахова наша коллега, заместитель научного института по научной работе, и эта выставка прежде всего – показатель её научно-исследовательской деятельности.
В свою очередь Зейнап Дзарахова поблагодарила всех, кто так или иначе принял участие в том, чтобы такая юбилейная выставка состоялась, всех, кто ценит культуру ингушского народа и с особым трепетом относится к возрождению древнего искусства ковроделия. «Наши предки оставили нам это богатое наследие, — сказала она, — эти уникальные по форме и содержанию орнаменты придуманы не мной, а нашими далекими предками, которые в них отражали своё миропонимание, поведали нам о жизни и характере наших предков. Мы же в силу своих возможностей возродили войлочное ковроделие, сохранили его для последующих поколений!»
Выставка продлится включительно до 4 июля текущего года. Вход бесплатный.